ИКОНА ДНЯ

Календарь новостей
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30


Добавить в Избранное
карта сайта
Казачья реформа и запорожские курени

Запорожская Сечь в XVI веке не входила в состав России. Она находилась на территории польско-литовского государства, которое называлось Речь Посполитая. На его южных окраинах, в среднем течении Днепра, издавна проживали казаки. Это свободное сословие людей с юга прикрывало государство от турецко-татарских набегов. Днепровские казаки были свободолюбивыми людьми. Они не хотели подчиняться администрации Речи Посполитой. Чтобы привлечь на свою сторону казачью военную силу и эффективнее ее использовать для защиты южных границ, в 1576 году король Речи Посполитой Стефан Баторий подписал особые списки-реестры. В реестры были включены шесть тысяч казаков, которые получали от короля за службу поддержку: денежное жалование, оружие, порох, свинец. Иногда это мероприятие историки называют "казачьей реформой Стефана Батория". Остальные казаки, не попавшие в реестры, должны были стать крепостными польских панов. Это вызвало массовое недовольство людей, считавших себя свободными. Не желая терять волю, бежали они "на низ, за пороги".
Пороги, – острые каменистые уступы, торчащие из днепровской воды и мешавшие проходу судов, – защищали казачьи поселения от польских королевских войск с севера. А обширные плавни на левом берегу Днепра прикрывали их от крымско-татарской и турецкой угрозы с юга. Здесь, в Запорожской Сечи, образовались небольшие группы – общины земляков или курени . Каждый курень носил название той местности, откуда происходили казаки, объединенные этим куренем . Казаки, бежавшие в Запорожье из города Канева, образовали Каневской курень , из Батурина – Батуринский курень , из Полтавы – Полтавский курень , из Переяслова – Переясловский, из Умани – Уманский курень , Калниболотска – Калниболотский курень , из местечка Стиблова – Стибловский курень , из Корсуня – Корсунский курень и т. д. Некоторая часть куреней называлась не по местности, откуда бежали казаки, а по имени основателя или первого атамана куреня . Так возникли на Днепре запорожские курени за два с лишним века до образования одноименных станиц на Кубани.

Боевое братство донцов и запорожцев

А вот Динской (Донской) курень стоял особняком от всех остальных, потому что возник он иначе и несколько раньше других куреней . Речь об этом факте – не потому, что хочется проявить какой-то неоправданный ура-патриотизм: "Мы, мол, динчане, даже происхождением своего куреня отличаемся от других!" Нет! Эта особенность подмечена многими известными учеными, изучавшими историю Запорожской Сечи. У Донского куреня , единственного из 38-ми сечевых куреней , причины возникновения не связаны с Казачьей реформой Стефана Батория 1576 года.
Основали его выходцы с Дона. Эта территория в XVI веке не входила в Речь Посполитую. Власть Стефана Батория не распространялась на донских казаков. Появление Донского куреня связано с необходимостью совместными ратными усилиями Донского и Запорожского казачьих войск отстаивать свои вольности и единую православную веру от турецко-татарской экспансии.
Эта совместная война начинается в первой половине XVI века. К этому времени и относится возникновение в Запорожской Сечи Донского куреня . Донские казаки очень тесно были связаны с низовым днепровским воинством. Об этом повествуют и русские летописи, и западноевропейские хроники, и документы восточных авторов. В первой половине XVI века запорожцы и донцы предпринимают совместные сухопутные походы в Крым, а затем совместные речные и морские походы. Запорожские "чайки" (легкие подвижные суда) и донские струги выходят на просторы Черного и Азовского морей, наносят удары по Трапезунду, Синопу и даже Стамбулу. Немало запорожцев годами жили на Дону. Их принимали здесь как братьев, единых по имени, по крови, по вере, по быту и даже по основной низовой речи. Очень многие исследователи истории казачества утверждают, что в XVI-XVII веках у обитателей Нижнего Дона и Запорожского Днепра был единый язык. Запорожцы жили плечом к плечу с донцами. Границей между ними была река Берда. Это северный берег Азовского моря, где находится ныне город Бердянск и Бердянская коса.
Запорожский полковник Алексей Шефран, который после турецкого плена прожил на Дону 18 лет, говорил, что переходы на Дон с Днепра и обратно "повелись у нас исстари", что "меж себя казаки сходятся и живут вместе в одних куренях ". Изучение этих тесных связей, возникших "исстари", значительно раньше, чем была проведена реформа Стефана Батория, и привело исследователей истории Запорожской Сечи к выводу, что и сам Донской курень возник значительно раньше других.

Донской курень в Запорожской Сечи

Курень Донской существовал везде, где размещалась Сечь. А историкам известно около десятка территорий размещения Сечи. Она никогда не находилась на одном месте. И везде, где возникала Сечь, появлялся Донской курень . Курень , населенный выходцами с Дона, был уже в самой первой Сечи, возведенной на острове Базавлук. Был Донской курень в Сечи, и когда она находилась на острове Томаковка, и на острове Хортица, и у Никитского перевоза, и в устье реки Подпольной, и в устье реки Чертомлык. Когда по указанию Петра Первого солдаты разогнали Чертомлыкскую Сечь, новая Алешкинская Сечь образовалась на левом берегу Днепра, в пределах Крымского ханства. И там возник Донской курень .
В 1734 году запорожцам разрешили вернуться в Россию. В расположенной опять на реке Чертомлык Новой Сечи (так она стала официально называться), конечно же, возник Донской курень . От этого времени сохранился список-реестр казаков Новой Сечи. Документ, составленный в 1756 году, дошел до нашего времени и издан недавно. В списке-реестре отмечены все казаки Сечи, в том числе 199 казаков Донского куреня во главе с куренным атаманом Степаном Сирым. Это за четыре десятка лет до образования станицы.
В 1775 году по указанию Екатерины Второй была разогнана и Новая Сечь, но Донской курень возник в Задунайской Сечи на территории Османской империи. Он существовал там до 1828 года, когда задунайские запорожцы вернулись в Россию. В образованном после разгона запорожцев войске Верных казаков Черноморских тоже был образован Донской курень . Вместе со всем черноморским казачьим войском в 1792-1793 годах он переселился во главе с атаманом Михаилом Столяренко на Кубань и в 1794 году (215 лет назад!) основал здесь Динское куренное селение. В 1842 году это селение стало станицей, а в 1961 году – административным центром одноименного района Краснодарского края.

"Олень, раненный стрелой"

Переходя из Сечи в Сечь, вынужденные проживать в Запорожском войске, донские казаки никогда не забывали и глубоко чтили свой древний донской герб – "Олень, пораженный стрелой". Со времен возникновения войска существует этот старинный символ донского казачества. Раненый олень, убегающий от преследующих его охотников, отчаянно борется за свою жизнь. Он – символ неистребимости казачества, его непобедимости, вечности его Существования. Тяжелые удары наносили казачеству Крымское ханство, Османская империя. Российский царизм стремился лишить казаков свободы, независимости, заставить их безропотно подчиняться и служить империи. В период кровавой борьбы Советов за власть Лев Троцкий призывал "утопить казаков, как библейских свиней, в Черном море". Большевики в XX веке устроили невиданный по масштабам геноцид казачьего населения. Но казачество продолжало жить. Как олень, побеждающий смерть, продолжало казачество свое стремительное безостановочное движение в историческом пространстве. Петр Первый ликвидировал этот казачий герб. В 1918 году, с падением царизма, он был восстановлен на Дону.
При обсуждении станичного геральдического знака фигуру "оленя, пораженного стрелой" предложили поместить на динском гербе. Она же должна занять место и на флаге станицы. Это встретило бурное возражение некоторой части депутатов. И хотя не удалось отстоять фигуру оленя, рвущегося вперед в стремительном грациозном прыжке, все же это благородное животное с величественными рогами и крупными выразительными глазами, но спокойно стоящее, заняло центральную часть станичного герба.


История казачества 
Образование войска Донского

Первым официальным письменным источником, дошедшим до наших дней является грамота царя Ивана Грозного от 3 января 1570 о том, чтобы атаман Михаил Черкашенин и Донские казаки слушали царского посла Новосильцева, едущего в Царь-Град через Дон и Азов, и "тем бы вы нам послужили..., а мы вас за вашу службу жаловать хотим". Именно этот царский документ считается днем официального образования войска Донского. Хотя совершенно понятно, что оно образовалось раньше, иначе к кому же обращался царь? Во всяком случае, с этого времени русское правительство использовало Донское казачье войско для защиты южных границ.
К концу 16 в. казачьи поселения возникли на протяжении 800 км по Дону и его притокам (рр. Северский Донец, Медведица, Хопёр, Бузулук, Жеребец).
В результате церковных реформ патриарха Никона (1655-1656 гг.) в леса, в пустыни, за границу, в Польшу, в Астрахань, в Сибирь, на Дон побежали приверженцы старообрядчества, На Дону они поселялись в верховьях, принимали их потому, что казаки, естественно, тоже были старообрядцами.
Русское правительство с 17 в. использовало Донское казачье войско как вооружённую силу в войнах с Турцией и Польшей. За "службу" выдавалось жалование деньгами, порохом, свинцом, сукном и хлебом. Делами Донского казачьего войска ведал с 1623 Посольский приказ, с которым оно сносилось посылкой "лёгких" и более долговременных "зимовых станиц" - посольств, что доказывает, что донские казаки тогда рассматривались как иностранцы.
В 1637 донские казаки захватили у турок Азов и, выдержав 3 1/2-месячную осаду, удерживали его до 1642. Донское казачье войско участвовало в Азовских походах 1695-96.
К концу 17 в. насчитывалось до 125 казачьих городков. Центрами Донского казачьего войска были: Раздоры (16 в.), Монастырский Городок (с 1622), Азов (1637-42), Махин Остров (с 1642), Черкасск (с 1645), состоявший из 11 станиц, в том числе одной татарской.
Население занималось рыболовством и охотой. Для захвата военной добычи Донское казачье войско организовывало набеги на турецкие владения по побережьям Азовского и Чёрного морей, а также на побережье Каспийского моря. Постепенно выделились 2 группы Донских казаков: домовитые (или старожилы), преимущественно низовые, и голутвенные (или голытьба), главным образом проживавшие в верховьях Дона (в значительной степени это переселенцы по религиозным соображениям).
До начала 18 в. Донское казачье войско, пользовалось широкой автономией и имело самоуправление: войсковой Круг (высший орган управления и суда) и выборные исполнительные органы (атаман, 2 есаула, дьяк). Во время походов выбирался походный атаман с неограниченной властью. Войско делилось на сотни и полусотни, возглавляемые сотниками, пятидесятниками и хорунжими.
Правительственная колонизация, запрещение донским казакам принимать беглых и карательные действия царских войск вызвали Булавинское восстание 1707-09, после подавления которого Донское казачье войско было подчинено Военной коллегии (с 1721).
В 1724 на Кавказ, в долины рек Аграхань и Гребень переселены 500 семей донских казаков.
В 1718 фактически, в 1738 официально была упразднена выборность атаманов, а с 1754 и войсковой старшины. Во время восстания 1707-09 до 2000 семейств во главе с атаманом И. Некрасовым бежали на Кубань, а затем в Добруджу; часть их потомков вернулась в Россию позже.
В 1733 на Волгу, на Царицынскую линию переселены свыше тысячи семей донских казаков.
После сильнейшего пожара, полностью уничтожившего Черкасск в 1744 году, строительство казачьих поселений развернулось с новой силой.
В 1763 введена обязательная пожизненная военная служба казаков; основными занятиями населения в 18 в. стали земледелие и коневодство.
Во время Крестьянской войны 1773-75 под руководством донского казака Е. И. Пугачёва Дон был занят царскими войсками и окончательно утратил самостоятельность (1775). Это не мешало казакам "своевольничать", например, принудительное переселение донских казаков на Кавказ, начатое ещё в начале 18 в. и усилившееся к его концу, вызвало восстание 5 станиц во главе с есаулом Рубцовым (1793).




История СКФР


14.10.1999г. Создание Щебетовской казачьей общины в составе ККС

Май 2003г. Создание Насыпновской казачьей общины

2004г. Противостояние захвату крымско-татарским меджлисом Тихой бухты под п.Коктебель. Принято решение о создании СКФР, о выходе из ККС.

Подписан договор об ассоциированном членстве в МСК «Запорожская Сечь» с атаманом Близнюком Е.А.

2005г. Делегация СКФР присутствует на о.Хортице, где в составе МСК «Запорожская Сечь» и совместно с войском Запорожским Низовым

отказалась подписывать универсал о казачестве президента Ющенко.

2006г. Противостояние с крымско-татарским меджлисом в отношении установки памятника Андрею Первозванному в Феодосии.
  Договор о сотрудничестве с казачьими общинами Кировского района Крыма.
  Подготовка и проведение 1 Международного форума казачьей культуры.
  Противостояние планам развертывания базы НАТО в Феодосийском регионе.
  Вхождение СКФР в состав Союза казачьих войск России и Зарубежья. Атаман Степанов Б.Г. назначен полномочным представителем СКВРиЗ по АР Крым.
  Противостояние с крымско-татарским меджлисом в Бахчисарае.
  Участие делегации СКФР в работе 1 Международного съезда православной казачьей молодежи.

2007г. Создание Приморской казачьей общины
  Подготовка и проведение 2 Международного форума казачьей культуры.
  Участие атамана Степанова Б.Г.в заседании Постоянного координационного Совета казаков России, Белоруссии и Украины в г.Салехард.
  Создание Феодосийской казачьей общины.
  Создание Совета атаманов СКФР. Договор о сотрудничестве с казачьей общиной п.Советский.

2008г. Образование казачьей общины в г.Инкерман
  Участие делегации СКФР в работе 3 Всемирного конгресса казаков

**************************************************************************************************

Казачьи поселения Феодосийского уезда

Слава Тебе, Господи,

что мы – казаки

Первые упоминания о казачьих набегах на Таврику через устье Днепра встречаются уже в путевых записях польского пана Мартина Броневского в 1573 году: на лодках, именуемых «Чайка», через устье Днепра казаки Запорожской Сечи совершили нападение на невольничий рынок Карасубазара ( Белогорска ) и освободили около 100 пленников, среди которых были женщины, дети, старики и все православные христиане.

Казачество было хорошо организованным и обученным войском, представлявшим реальную угрозу для Османской империи, а иногда и для Российской. Императрица Екатерина в 1775 году распускает Запорожскую Сечь и казаки были вынуждены переселяться на новые места жительства, в том числе и на земли присоединенного к Российской империи Крыма. С 1783 года на территории Крыма поселилось более 500 семей казаков. Многие из них поступили на службу в Таврический легкоконный полк, который был образован в 1785 году перед путешествием Екатерины в Крым. Командиром полка стал бригадный генерал Шиц Александр Иванович.

Вновь образовавшийся полк расквартировали в бывших ханских конюшнях близ греческого селения Изюмовка. Первоначально он состоял из 350 человек. Имение, где разместили полк, принадлежало генералу-поручику Владимиру Изюмскому. Ему также принадлежала деревня Карагёз ( Первомайское).

Ханские конюшни представляли собою длинное прямоугольное здание со стойлами для лошадей и отдельный небольшой домик для обслуги. Источником водоснабжения служил Мартынов фонтан, проложенный греками из балки Дерин-Коле (длинная рука) еще в середине XVIII века. Рядом располагалась мечеть, построенная в 1663 году. ЕЕ временно приспособили под полковую часовню.

В 1786 году стало известно о путешествии императрицы Екатерины по Таврической губернии. Высокая честь сопровождать коронованную особу выпала солдатам и гусарам Таврического легкоконного полка. Поездка продолжалась несколько месяцев, после этого отличившимся сопровождавшим были пожалованы земли по всей территории Крыма.

Солдатам, отслужившим 25 лет, было предложено поселиться на опустевших землях Феодосийского уезда. Казаки, вступившие в полк, также получали земли и становились «вольноопределяющимися» с обязательной явкой на все военные сборы и с уплатой всех видов налогов в государственную казну.

Именно с этого момента в Феодосийском уезде и появились первые казачьи десятки, произошло это в 1789 году. Казаки поступали на службу в Феодосийский гарнизон по охране южных границ под командованием А.И.Дибич-Задунайского. Самое большое поселение было в селении Насыпкой (Насыпное) — 45 семей. В селах Ближняя и Дальняя Байбуга (Камыши) — 30 семей. Карагёз (Первомайское) — 10 семей. Изюмовка — 15 семей. Кринички — 5 семей. Старый Крым — 10. Бакаташ — 10. Шахмурза — 5. Салы-Су (Грушевка) — 20. Ель-Бузлы (Переваловка) — 5. Орталан (Земляничное) — 15. Козы (Солнечная Долина) — 10. Ток-Лук (Богатовка) — 5. Коктебель — 15. Арматлук — 4. Топловка — 2.

Первый этап формирования казачьих поселений завершился к 1823 году. Тогда же был образован Совет атаманов Феодосийского уезда при градоначальнике Феодосии. С 1824 до 1850 года продолжался 2-й этап формирования , была расширена география поселений: появились казачьи десятки в селении Османчик (Холодовка), Кизилташ (Краснокаменка), Бахчи-Эли (Богатое), Карачоли (Чернополье), Карасубазар (Белогорск). Общее количество семей достигло 700.

В Крымской войне 1853-1856 годов принимали участие казачьи отряды Сурожской, Феодосийской, Насыпновской, Отузской, Старокрымской общин в количестве 1800 человек. Их имена увековечены на стенах храма Николая Чудотворца на Северной стороне Севастополя. Погибло более 1200 человек. Многие награждены орденами и медалями царского двора. Сурожская казачья община получила икону Божьей Матери (Азовская) от императора Александра III.

Казачьи общины входили в состав церковно-приходских советов, принимали непосредственное участие в содержании и строительстве православных храмов. На средства общин содержался Успенский собор и церковь Александра Невского в Старом Крыму, часовня Николая Чудотворца в селе Изюмовка, храм Архистратига Михаила в селении Владиславовка, церковь в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радосте» в селении Насыпное, Казанский и Иверский храмы в Феодосии, церковь в честь иконы Божьей Матери «Знамение» в селении Салы-Су (Грушевка), церковь Константина и Елены в селении Чернополье, храм пророка Илии в деревне Козы (Солнечная Долина), церковь Покрова Пресвятой Богородицы в поселке Судак, часовня Иоанна Предтечи в селении Ток-Лук (Богатовка).

Ежегодно проходили военно-полевые сборы близ селения Таракташ и деревни Шахмурза.

В 1913 году казачьи десятки Судака сопровождали и охраняли последнего российского императора Николая II во время его визита к князю Л.С.Галицину. Тогда Сурожскому казачеству была пожалована Казанская икона Божьей Матери.

Накануне Первой мировой войны (1914-1918гг) казачья община Феодосийского уезда насчитывала 3,5 тыс. человек. В регулярную Русскую армию поступило 1800. Семьям ушедших на фронт казаков оказывалась посильная помощь, а вдовам и осиротевшим детям предоставлялись льготы на обучение.

Октябрьская революция нанесла сильный удар по казачеству уезда и Крыма в целом. На Карантине, в лесу около села Лесное (Суук-Су), на мысе Меганом было расстреляно около 5 тыс. казаков и членов их семей. Часть оставшихся казаков была репрессирована или расстреляна позже, другие ради спасения семей стали простыми мирянами.

 
На этой странице также представлены некоторые версии происхождения казаков.

БРАТЬЯ КАЗАКИ!

Казачье землячество «Невская станица» издает серию книг о казаках и переиздает целый ряд изданий. Нами выпускается «Памятка казаку» – это художественно-справочное произведение, состоящее из следующих разделов: Историческая справка (по материалам зарубежных научных изданий) о казачестве. Права и обязанности казака. Принципы формирования и организации казачьих объединений. Круг, сход и порядок его проведения. Выборы, перевыборы, приведение к присяге, принятие в казачество, наделение правами (здесь подробно рассказывается не только о юридической стороне этих актов, сколько подробно описывается принятый сегодня ритуал, основанный на нашей исторической традиции). Казачьи символы и знаки, чины и звания, Краткий календарь казачьих праздников и дней поминовения, Рассказ о казачьих святых и краткий молитвослов, где собраны обязательные для казака молитвы.

Дополнительные сведения можно почерпнуть из главы Территория и население казачьих областей.

По нашему мнению Памятка, как некий моральный кодекс и справочная книга должна находиться в каждой казачьей семье. Она небольшого формата и может вручаться казакам в момент принятия их в казачьи объединения.

Если вас заинтересовали наши издания, мы можем выслать наложенным платежом 10 экземпляров для ознакомления и бланк заказа на необходимое вам количество книг.

Издатель

Историческая справка

Казаки – народность, образовавшаяся в начале новой эры, как результат генетических связей между туранскими племенами скифского народа Кос-Сака (Ка-Сака) и приазовских славян Меото-Кайсаров с некоторой примесью Аланов-Асов или Танаитов (Донцов).

Сообщения древних историков и географов, вместе с данными археологии, дают возможность установить довольно точно эпоху и место возникновения нашего имени в его первоначальных формах, а также непрерывность процессов метизации (смешивания) различных племен при создании единой казачьей народности и время торжества среди них славянской речи. От глубокой двадцативековой древности и до наших дней звучание и начертание нашего имени подверглось незначительным изменениям.

Первоначально у Древних греков оно писалось как Коссахи. Так географ Страбон называл воинственный народ, размещавшийся в горах Закавказья в I веке от Рождества Христова. Через 3 – 4 века, еще в античную эпоху, наше имя неоднократно встречается в Танаидских надписях, обнаруженных и изученных В. Латышевым. Его греческое начертание Касакос сохранялось до X века, после чего в русских летописях его стали смешивать с общекавказскими именами Касагов, Касогов, Казяг.

Коссахи по-скифски означало – Белыесахи или саки (олени). Олень был тотемным знаком могучего племени саков, начертание оленя, раненного стрелою, сохранилось в нашей древнейшей печати.

От глубокой древности до наших дней жизнь казаков связана с северо-западной частью Скифии Азиатской. Перемещения их предков в ранний кочевой период означены курганными «торческими» погребениями с одним конем. По ним определяется направление движения этих племен в III – II вв. до Рождества Христова из Закавказья на Северный Кавказ, где их племена начали переходить к оседлости, интенсивно внедряясь в жизнь славян меотов (именовались по Плинию Северы, по Птоломею-Сувары), этот период в археологии принято называть «внедрением Сарматов в среду Меотов», в результате чего на Северном Кавказе и на Дону появился смешанный славяно-туранский тип особой народности, делившийся на ряд племен, известных истории под именами Торетов, Торпетов, Торков, Удзов, Беренджеров, Сираков, Брадас-Бродников и др.

В V веке, после нашествия гуннов, большинство этих племен были оттеснены в пространства между Волгой и Яликом (о чем свидетельствуют их «торческие» погребения). Распространились они и в верхнедонскую лесостепь, где арабские историки в VIII веке именуют их Сакалибами, а спустя сто лет персы Брадасами-Бродниками.

Гимн Кубанского казачьего войска

Ты, Кубань, ты наша родина,
Вековой наш богатырь!
Многоводная, раздольная,
Разлилась ты вдаль и вширь.

Из далеких стран полуденных
Из турецкой стороны
Бьем челом тебе, родимая,
Твои верные сыны.

О тебе здесь вспоминаючи,
Песню дружно мы поем
Про твои станицы вольны,
Про родной отцовский дом.

О тебе здесь вспоминаючи,
Как о матери родной,
На врага, на басурманина,
Мы идем на смертный бой…

О тебе здесь вспоминаючи,
З тебя ль не постоять,
За святую землю русскую
Жизнь свою ли не отдать?

Мы, как дань свою покорную,
От прославленных знамен
Шлем тебе, Кубань родимая,
До сырой земли поклон.

Оседлая часть этих племен, оставаясь на Кавказе, подчинялась Гуннам, Болт арам, Казарам и Асам-Аланам, в царстве которых Приазовье и Тамань назывались Землей Касак.

Там, в 860 году после проповеди Св. Кирилла кассаки выгнали из-за Волги печенегов и принудили их уйти за Донец и Днепр. При этом часть печенегов смешалась с Удзами и Торками и переселилась с ними на Нижний Дон.

По всему Приазовью и по Дону в то время звучала уже славянская речь. Об этом знали греки, давшие своими свидетельствами основание автору Российских Четьи Миней утверждать, что жители Приазовья «коих Греки Козарами, Римляне же Газарами называли, был народ скифский, языка славянского, страна же их была близь Меотического озера».

Казачий антропологический тип и казачья разговорная речь формировалась в обстановке количественного преобладания Приазовских славян, но до настоящих дней в нашем народе сохранилось много туранских физических черт, много вкраплений туранских слов и оборотов речи. Не напрасно казачий язык раньше считался славяно-татарским.

То же касается и Подонских Бродников. Изучение погребений столицы хазарского каганата, Саркела показывает, что уже ранее население его было смешанным. «В него вошли компоненты типичные для населения Южного Поволжья и Подонья» (В.В. Гинцбург, МИА, 109). Речь здесь идет о бродниках. По общему мнению бродники – неоспоримые предки Донских казаков. Они указаны в персидской географии X в. (Гудуд ал Алэм) на Среднем Дону и известны там до XIII века, после чего их прозвище заменяется общим казачьим именем.

В 965 году Земля Касак была завоевана Киевом. В 988 году передана в управление одному из Рюриковичей – Мстиславу Владимировичу, который после смерти отца отложился от Киева и со своими Коссаками (Косаги, Казяг) и Казарами занял подонские и донецкие степи до Чернигова. В бою под Лиственном Мстислав разбил киево-новгород-ского князя Ярослава и стал государем державы, получившей название по своему главному городу Томаторкани (Тьмуторакань).

До 1060 года Томаторкань объединяла в своих границах всех Коссаков и простиралась от Кубани по всему Подонью, Донцу и Северщине, включая Курск и Рязань. Упадок казачьей монархии начался с приходом в Черноморские степи племенного союза Кипчаков или Половцев (1060 г.). Юг державы, собственно земля Коссак вместе сто столицей Томаторканью, еще полтора века оставался независимым княжеством. Это колыбель казаков Азовских, Гребенских, Казаков-Черкассов, вышедших отсюда на Дон и Днепр.

Жители центральной степной части государства, занятой Половцами, отошли в лесостепь и боролись против них сообща с Русью, под именем Черных Клобуков. В русских летописях Черные Клобуки называются Черкассами и Казаками.

Здесь наш народ получил имя, сохраняемое им до наших дней. По-половецки казак – белый гусь, так переводили они имя народа, некоторые племена которого, оставаясь в степи, вошли в Половецкий племенной союз. Еще одна часть Томаторканского населения ушла в Крым, где запечатлена в генуэзском колониальном уставе, как «Казаки охраны колоний».

С приходом Монголов в 1223 году, подонские Бродники стали на их сторону и бились против Руси на Калке. Когда же по Восточной Европе установилась власть Золотой Орды (1240 г.), все казаки оказались в границах татарской империи, сохраняя некоторые автономные права. Они сохранили язык и веру, имели во главе своей Церкви Сарайских и Подонских епископов.

Под властью ханов казаки находились до конца XIV в., а Днепровские – веком больше.

Когда в Орде началась междоусобица, казаки, жившие вдали от правящих центров, много страдали от своеволия ордынских шаек. Это побудило их принять участие в восстании Московского князя Дмитрия. Однако разгром войск Мамая на Куликовом поле в 1380 году не принес освобождения Руси и стал роковым для казаков. Татары начали истребление христиан-казаков на Дону, вынудив их искать убежища не только в верховьях Дона, но и дальше на Севере вплоть до Камы, Северной Двины и Белого моря. Казаки жили стойкими спаянными общинами, со своим самоуправлением, а главное – общим чувством родства между собою. Днепровские и Перекопские казаки отложились от власти Крыма, после того, как ханы покорились власти султана, т.е. в XV в. Азовские казаки оставались на месте до XVI века, а затем, рассорившись с турками, переселились ближе к Северной земле, где объединились с общиной казаков Белгородцев.

Последними ушли от ханов Ордынские Ногайские и Ордынские Астраханские казаки, соединившиеся с Донскими только во второй половине XVI столетия.

От этих дат жизнь казаков оказалась связанной с судьбами великих княжеств Московского и Литовского. В условиях постоянной турецко-татарской угрозы, явилась необходимость служить двум династиям: Рюриковичам в Москве и Гедиминовичам в Литве.

Протестом против этой необходимости явилось образование двух «речных республик» на Дону и на Днепре, которые послужили очагами возрождающейся казачьей независимости и главными центрами объединения казачьей народности. Сюда на родную землю возвращались казаки из Польши, Литвы и различных русских земель, из Турции.

Но многие семьи и роды казаков растворились в среде поляков, русских, литовцев… Часть казаков, освоившихся на Севере, двинулась на покорение земель на Востоке, покоряя для Московских царей огромные пространства Сибири. Разделенные огромными расстояниями, мы все же сознаем себя одним целым – казаками, с добавлением Донские, Сибирские, Семиреченские, Забайкальские, Кубанские, Терские, Уральские… Часть казаков, под именем казаков Черноморских в конце восемнадцатого века вернулась в Приазовбе, в теперь уже забытую, но все еще притягательную для них землю Касак.

Казаки влились в семью народов, составивших русский народ. Но собственная наша история остается малоизученной, а то и нарочито искажаемой, извращенной, заваленной грудами лжи, однако сквозь все это нет-нет, да и пробьется, даже в грудах чуждых нам историков, идея об особенной истории казаков, об их самобытности.

В трудах же многих старых историков, таких, как Е.Ф. Зябловский (Всеобщая история Российской империи, М., 1807), К.И. Арсеньев и других, существует непоколебимая точка зрения о казаках как особой ветви славянского народа, занимающего часть России…

…Да наша вековая убежденность: «Казаки от казаков ведутся!»

Казачья доля

…Древнейшие казачьи поселения на Днепре, Дону, на Тереке, на Урале были устроены на земле, которая никому не принадлежала. Это была широкая, 400 – 500 км, полоса степи, тянувшаяся от южных островов Уральского хребта и северных берегов Каспийского моря, с востока на запад, по северным берегам Азовского и Черного морей до Карпатских гор. А на севере от этой полосы находились линии Окраинных городов-крепостей Московского государства. По этой равнине в течение многих веков разные кочевые народы из глубины Азии приходили в Европу.

Ко времени образования казачьих поселений XV – XVI вв. эта местность от Волги до Днестра носила название «Дикого поля».

Казаки владели занятой ими землей по праву владения-захвата и справедливо считали, что она им не пожалована Московскими царями или Российскими императорами, а завоевана казачьей кровью и закреплена казачьими могилами.

Жизнь в пограничной полосе подвергала казака постоянной опасности со стороны соседей-кочевников, что вызывало необходимость всегдашней готовности к отражению неприятельских нападений. Вследствие этого поселения казаков носили характер укрепленного военного стана – обносились валом и рвом. Мужчины все были вооружены и выезжали на полевые работы, рыбную ловлю, на охоту или пасти скот и лошадей вооруженными. Женщины и девушки также умели владеть огнестрельным и холодным оружием, и история казачьих войн знает случаи, когда женщины в отсутствие мужчин, находившихся в походе, защищали свою станицу от нападений неприятеля.

Жизнь полная опасностей, вырабатывала людей с сильным характером, личной неустрашимостью, выносливостью: вырабатывала в них смелость, находчивость, умение приспосабливаться к окружающей обстановке, умение защищать и отстаивать свою жизнь, свои права и имущество. Среди казаков царило полное равенство и на руководящие посты выдвигались и выбирались люди, отличавшиеся умом, знаниями, талантами и личными заслугами. Никаких привилегий в силу происхождения, знатности рода, богатства или каким-либо иным основаниям казаки не знали.

Удаленные на сотни и тысячи километров от тогдашних государственных центров, казаки должны были сами создать для себя власть на месте. Это была власть выборная – «Войсковой Атаман», ограниченная в своих действиях только волею народного собрания казаков «Войскового Круга». Атаману были подчинены все вооруженные силы, равно как и выборные исполнительные власти в Войске. На своих народных собраниях казаки вырабатывали и нормы, по которым действовала эта власть. Раз принятое решение по каком-либо вопросу запоминалось в народной памяти и применялось в аналогичных случаях, становилось обычаем, и таким образом создавалось «Войсковое Право», которое регулировало их духовенство, которое также было выборное и избиралось казаками из наиболее уважаемых, грамотных и религиозных людей[1]. Священник не только удовлетворял религиозные потребности казаков, но был для них учителем и судьей.

Казаки были глубоко преданы своей православной христианской вере, но вместе с тем отличались полной веротерпимостью. Не говоря уже о старообрядцах, которых в среде казаков было много, в Кубанском Войске были казаки горцы-магометане, а в Донском была крупная группа казаков-калмыков буддистов.

Возвращаясь из своих походов, казаки отдавали часть военной добычи на свою церковь и этот благочестивый обычай сохранился до позднейшего времени, когда казаки той или иной станицы, отслужив законный срок в воинской части, возвращались домой, они привозили в станичную церковь серебряные церковные сосуды, Евангелие в дорогой оправе, иконы, хоругви и другие церковные предметы.

Создавая самостоятельные свои порядки, свое управление, свой казачий «присуд» – свое Войсковое право, казаки, однако, сохраняли тесную связь с Россией – связь религиозную, национальную, политическую и культурную.

Московский царь, впоследствии Российский император, признавался казаками как верховная власть. Он был в их глазах носителем государственного и национального единства России.

На свою борьбу с турками, татарами и другими кочевыми народами казаки смотрели как на государеву службу. Они несли эту службу совершенно свободно, без принуждения, в силу добровольно принятой на себя задаче охранять и защищать границы родины. Трудно в краткой записке изложить громадные услуги, оказанные казаками Российскому государству.

Мы можем отметить наиболее крупные события славной истории казачества.

Еще в XIV веке (1380 г.) казаки помогли князю Московскому Дмитрию победить татар, почти 300 лет владевших русским народом – татарское иго.

В конце XVI и в начале XVII веков казаки помогали русскому народу изгнать поляков, занявших Москву и кандидат казаков Михаил Федорович Романов был избран на царство в 1613 году Земским собором, созванным из представителей всего населения. (Согласно дошедшему до наших времен


4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Rambler's Top100


"Где вы будете, чада будут, нивы будут, прекрасная жизнь. Расеюния чарует очи, никуда от нее не денешься. Не есть еще, будем ея мы, в этом мире божьем."
Создать бесплатный сайт с uCoz